Вернуться
Автор модели: Николаев, Василий Петрович (1906-1941) Скульптурная группа "Смычка города и деревни", изображающая рабочего и крестьянина Конец 1920-х гг. (модель 1928 г.)
Автор модели: Николаев, Василий Петрович (1906-1941) Скульптурная группа "Смычка города и деревни", изображающая рабочего и крестьянина Конец 1920-х гг. (модель 1928 г.)
Название
Скульптурная группа "Смычка города и деревни", изображающая рабочего и крестьянина
Место создания/школа
Датировка
Конец 1920-х гг. (модель 1928 г.)
Материал, техника
Фарфор; роспись надглазурная полихромная
Размер
27,5х14,2х7,5 см
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-9705
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Автор композиции, Василий Петрович Николаев, – выпускник ВХУТЕИНа 1929 года, ученик скульптора А. Т. Матвеева [Юбилейный справочник … института … им. И. Е. Репина, 2007, с. 196]. Студенты-матвеевцы проходили практику на Государственном фарфоровом заводе им. М. В. Ломоносова и других фарфоровых предприятиях страны. Из хранящегося в архиве Академии художеств «Жизнеописания» В. П. Николаева известно, что он выполнил скульптурную группу в 1928 году, будучи студентом пятого курса [Попова, 2006, с. 101]. Приобретение заводом скульптурных моделей студентов было вполне обычной практикой расширения ассортимента. Предлагаемые для воспроизведения работы рассматривались на художественных совещаниях завода, принимались ими (при этом могли быть сделаны какие-то замечания и предложена доработка) или отклонялись. В числе требований, предъявляемых к приобретаемой модели, были не только высокие художественные достоинства; обращалось внимание на то, учтены ли особенности материала и технология производства. Необходимым условием для новых работ являлась художественная и идеологическая связь с современностью; поощрялись темы быта, города, деревни, Красной Армии, пионеров, национальных меньшинств (ЦГА СПб. Ф. 1224. Оп. 1. Д. 136. Л. 1а). «Смычка…» Николаева органично вписывается в галерею образов, воплощенных в искусстве фарфора конца 1920-х – начала 1930-х годов. [Голос времени 2017. С. 112]