На фронтисписе работы А. Зубова представлен портрет Петра I в аллегорическом окружении. По сочетанию символов земного и небесного — это типичная конклюзия. Петр причастен к небесному: его голова изображена на фоне облаков, образующих в центре язык — треугольник. С неба — от имени божьего, расположенного в самом верху, на голову Петра опущен луч божественного сияния, проходящий через лавровый венок. Два трубящих ангела несут венок, чтобы возложить его на голову царя. Справа летит двуглавый орел — необходимый участник каждой аллегорической композиции этого времени. Распластанный в конклюзиях XVII в. и на гравюрах Гражданской типографии, здесь он изображен в сложном ракурсе, не вполне удавшемся граверу. В глубине показано сражение, а по сторонам от портрета действуют античные боги: слева Нептун и Марс обсуждают ход битвы, справа Геракл занес дубинку над врагом. (А. Зубов использовал здесь фигуры аллегорического фронтисписа А. Шхонебека.) Античные герои непринужденно живут рядом с Петром, так же как присутствуют они в его письмах. Например: «...я думаю,— пишет Петр,— что Нептунус зело на меня гневен, что в мою бытность ни однажды такою короткою зимою не порадовал и хотя я всем сердцем ко оному всегда пребываю, но он ко мне зело не склонен». Сочетание христианского и античного — признак барочной культуры, проявляющийся не только в искусстве,— это черта миросозерцания человека того времени. Портрет Петра, помещенный в центре, повторяет в общих чертах живописный оригинал, исполненный незадолго до этого, во время пребывания царя в Торгау, известным чешским художником Я пом Купецким. Существовало, по-видимому, несколько его вариантов, но сохранился только один Гравюра Зубова свидетельствует о том, что Петр привез портрет с собой в Россию и в Петербурге осенью 1712 г. он был показан граверу. Лицо Петра — у Купецкого, молодое с поднятыми кверху кончиками усов — у Зубова получилось старше и серьезнее. Миниатюра (размер лица 3,5Х 3 см) — первый зубовский портрет Петра, в дальнейшем в ряде портретов гравер создаст свой тип изображения царя.
Читать далее