Вернуться
Шишкин, Иван Иванович (Shishkin, Ivan; 1832-1898)
Шишкин, Иван Иванович (Shishkin, Ivan; 1832-1898)
Годы жизни
1832-1898 (г. Елабуга Вятской губ. - Санкт-Петербург)
Иные имена
Биография
Живописец-пейзажист, рисовальщик, гравер и литограф. Первоначальное образование получил в Казанской гимназии. В 1852 г. поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1856 г. продолжил обучение в Императорской Академии художеств в классе пейзажной живописи у М. Н. Воробьева. После окончания в 1860 г. академического курса отправился в пенсионерскую поездку по Германии, Чехии и Швейцарии. В Цюрихе у гравера Р. Коллера изучал технику офортного гравирования. После возвращения в 1865 г. в Россию получил звание академика. Наряду с живописью и акварелью успешно занимался переводом своих рисунков в технику офорта и литографии. В 1873 г. назначен профессором Академии художеств. С 1893 г. – профессор, действительный член Академии художеств, годом позже назначен профессоромруководителем пейзажной мастерской Высшего художественного училища Академии художеств. С 1895 г. вошел в Товарищество передвижных художественных выставок. Много занимаясь живописным изображением картин лесной природы, И. И. Шишкин оставил не менее значительное творческое наследие и в офортном искусстве. Всего в этой технике им было исполнено около 100 эстампов. Особую известность получили офорты в стилистике рисунков пером, изданные в альбомах: «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина» (СПб., 1873); «25 гравюр на меди И. И. Шишкина» (СПб., 1878); «Офорты И. И. Шишкина. 1885–1886» (СПб., 1886); «60 офортов И. И. Шишкина. 1870–1892» (СПб., 1894). Запечатленные в альбомах сюжеты представляют собой панорамные лесные пейзажи, отдельные деревья, травы, ручьи и болота в естественном состоянии природной красоты. Одновременно художник демонстрировал удивительное мастерство владения всеми офортными приемами и техниками: штрихом разной степени травления, сочетанием тончайших линий с темными пятнами, акватинтой, пунктиром, мягким лаком, доработкой рисунка сухой иглой. Иногда печать исполнялась на шелке. Литература: Сомов 1883. С. 186; Пальчиков 1885; Булгаков 1889–1890. Т. 2. С. 258–261; Ровинский 1895. Т. 2. Стб. 1190–1198; Кондаков 1915. С. 224; Корнилов 1945; ФедоровДавыдов 1952; Шувалова 1978; Шишкин в портретах 2008; Гравюра на металле 2013. С. 142 Источник: Искусство русского офорта. Вторая половина XIX - начало XX века: каталог выставки /Государственный Эрмитаж.- СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021.- 440 с.: ил.
Школа
Русская школа