Вернуться
2 из 183
Просмотрено 2 из 183
Автор формы: Малевич, Казимир Северинович. 1878-1935 Чайник с крышкой 1923 г.
Автор формы: Малевич, Казимир Северинович. 1878-1935 Чайник с крышкой 1923 г.
Название
Чайник с крышкой
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Размер
15,4х22,3х9,1 см (а); 5,2х8 см (б); 16,6х22,3х9,3 см (общ); D-7,6 см (горла)
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-7945
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Императорского фарфорового завода
Аннотация
ЦГАСПб ф. 1181, оп. 8, д. 12, л. 108: в "Ведомости прихода готовых изделий белого фарфора за 1923-1924 гг." значится чайников супрематических, посаженных в горн-11, вышедших ихз горна-10. Работа К. С. Малевича для Государственного фарфорового завода связана с появлением чайника – главного предмета супрематического формообразования. С мая 1923 г. художественным руководителем завода становится Н. Н. Пунин. Ему было предложено представить план художественной работы предприятия. С докладом о положении художественной части завода и основных направлениях его работы Н. Н. Пунин выступил 4 июня. Докладчик одной из мер «для поднятия работы на должную высоту» посчитал «необходимость привлечения новых художественных сил». В своем выступлении он предложил: «Так например было бы желательно привлечь к работе на заводе Матвеева, Малевича и Татлина. В то время как первый из них уже дает 3 новых скульптуры, остальные могут принять на себя всю выработку новых форм» (ЦГА СПб. Ф. 1181. Оп. 7. Д. 3. Л. 334). Результатом «привлечения новых художественных сил» и была работа Малевича над супрематическими формами. Почти через месяц после выступления Н. Н. Пунина, 8 июля 1923 г. Малевич пишет ему письмо с предложением организовать специальную лабораторию форм. В письме художник со свойственной ему категоричностью и масштабностью мышления изложил свой взгляд на новые формы: «Абстракция беспредметная должна опрокинуть предмет как утилитарный недомысел, ибо только тогда откроются новые технические возможности» (цит. по: Ракитин 2000. С. 40). В августе чайник и получашки Малевича уже были выставлены в витрине магазина фарфора на Невском проспекте. Появление супрематических посудных форм вызвало много откликов в прессе. «Супрематизм потребовал новых форм посуды <…>, – писала в ноябре 1923 г. Е. Я. Данько. – К. Малевичем даны новые формы чайника и 2-х чашек для супрематической живописи, уже выпущенные заводом» (Данько 1923. С. 16, 17). Оценивая новые работы, Э. Ф. Голлербах достоинство работ супрематистов видел в следующем: «Они не ограничиваются применением супрематистской живописи к росписи старого фарфора, но создают также и новые формы вещей, с целью связать живопись и форму в одно художественное целое» (Голлербах 1923. С. 40). Чайник Малевича – фарфоровый скульптурно-архитектурный объект – стал памятником русского авангарда. Он появился на свет в момент работы над архитектонами, объектами пространственного супрематизма и явился своеобразным фарфоровым архитектоном (так Малевич называл архитектурно-скульптурные модели, в которых принципы супрематизма использовались в построении объемно-пространственных форм. Концепция новой супрематической архитектуры начала складываться еще в витебский период. Малевич с учениками работал в УНОВИСе над пространственными композициями в графике и живописи. Первые архитектоны были созданы в ГИНХУКе). Корпус чайника представляет собой асимметричную композицию из геометрических объемов и плоскостей. Малевич, соединяя объемные и плоские формы, создает ощущение пластической напряженности и динамичности, что являлось одной из объективных основ супрематизма. Чайник как объемно-пространственный объект разрушал представление о бытовом функциональном предмете, вызывая самые противоречивые мнения. «Странный чайник, напоминающий паровоз», – писал о нем В. В. Филатов в 1926 г. (цит. по: Толстой 1980. С. 234). Наш современник оценивает его уже иначе: он «великолепен, этот чайник. Он монументален, как танк, красив, как дворец» (Елисеев 2006). Примером создания новой утилитарной структуры предмета являются также получашки. Малевич разделил по вертикали традиционную полусферу чашки на две половинки – «получашки». Чайник и чашка вполне отвечали духу своего времени, его поискам и устремлениям. «Итак, для нового искусства, современного и понятного массам – нужны твердо-кованные, математически-строгие, лаконически-ясные художественные формы, и не внешние только, и не безразличные к тому содержанию, которое за ним кроется; а с такой же энергетической, внутри их заложенной волей, направленной к выявлению всех дерзаний и заветов новородившегося человека», – так формулировал требования времени художник К. Ф. Юон (Юон 1923. С. 13). Супрематические модели – чайник и чашки, выполненные К. С. Малевичем, стали символами супрематизма в фарфоре. Они до сих пор будоражат воображение и вдохновляют современных художников на создание новых арт-объектов.
Автор модели: Каменский, Павел Павлович. 1858-1922; Формовщик: Лукин, Анатолий Михайлович. 1864-? Скульптура "Великоросс Рязанской губернии" из серии "Народности России" 1913 г.
Автор модели: Рашетт, Жак-Доминик. 1744-1809 Фигура бухара втор. пол. XVIII в.