Экспонаты
Автор модели: Сомов, Константин Андреевич. 1869-1939; Автор росписи: Сомов, Константин Андреевич. 1869-1939 Скульптура "Дама с маской" 1906 г.
Автор модели: Сомов, Константин Андреевич. 1869-1939; Автор росписи: Сомов, Константин Андреевич. 1869-1939 Скульптура "Дама с маской" 1906 г.
Название
Скульптура "Дама с маской"
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота
Размер
21,8х17,3х13,6 см
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-5042
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
В 1900 г., когда на должность директора Императорских заводов был назначен Н. Б. фон Вольф, началось сотрудничество предприятия с художниками творческого объединения «Мир искусства» – одной из определяющих художественных сил страны на рубеже XIX–XX вв. Оно было связано с работой над фундаментальным изданием по истории Императорского фарфорового завода (Эхо русских сезонов 2009. С. 9). Первым художником новой волны, предложившим заводу свои работы для претворения их в фарфоре, стал К. А. Сомов – один из выдающихся мирискусников, тонкий и ироничный лирик, мастер театрального гротеска в каждой своей линии и идее. Скульптурная группа «Влюбленные» стала первой из трех композиций художника, которые были исполнены в фарфоре. Экземпляр, хранящийся в коллекции Музея Императорского фарфорового завода, прошел непосредственно через руки К. А. Сомова. Как он сам отмечал: «…каждый из сделанных немногих экземпляров пройден мною самим еще в фарфоре до обжига и потом мною же самим раскрашен различно…» (цит. по: Эхо русских сезонов 2009. С. 11). «Дама с маской» кажется трехмерным воплощением камерных «Маркиз», которые часто встречаются в изобразительном наследии художника. Насколько удачным вышел этот опыт работы в материале отмечал М. В. Добужинский: «Сомик отличную вылепил новую вещ[ь], и довольно большую – из белого воска: Дама, 18 в., в домино <…> подымает маску – удивителен двойной профиль – маски и лица. Со всех сторон удивительно хорошо. Вот уж подлинно Минерва из головы Юпитера, взял и стал скульптором!» (цит. по: Андреева 1975. С. 29). Манерную театральность, порывистость движения, грацию – все лучшие качества, присущие искусству эпохи рококо и «кринолиновым группам» И.-И. Кендлера, виртуозного модельмейстера Мейсенской мануфактуры середины XVIII в., К. А. Сомов переплавил в абсолютно современную форму, сделал отражением своего, перегруженного культурными реминисценциями, времени. Скульптуры «Влюбленные» и «Дама с маской» из собрания заводского музея были отобраны С. П. Дягилевым для экспозиции грандиозной выставки русского искусства в Париже в 1906 г. И сама выставка, и фигуры работы Сомова привлекали внимание знатоков, любителей и коллекционеров. В своих воспоминаниях А. Н. Бенуа отмечал, что один из знаковых представителей того времени, писатель, библиофил, светский денди граф Р. де Монтескью «сразу как-то увлекся искусством К. Сомова и даже приобрел одну его статуэтку (даму с маской)» (Бенуа 1993. С. 448, 449). В 1908 г., по Высочайшему разрешению, музею Королевской фарфоровой мануфактуры в Берлине были подарены обе скульптуры по моделям Сомова (РГИА. Ф. 503. Оп. 2. Д. 107. Л. 9). В 1911 г. на Императорские заводы поступил специальный заказ торгового дома «Wiener Werkstätte», для исполнения которого живописец В. Петров расписал шесть фигур «Влюбленных» и шесть «Дам с маской» (РГИА. Ф. 503. Оп. 2. Д. 281. Л. 2). Скульптуры Сомова, исполненные на Императорских заводах в начале XX в., вдохновлены волнующим духом XVIII столетия и отличаются прочувствованной культурой галантных взаимоотношений. Они стали едва ли не единственными примерами неорококо в русском фарфоре начала XX столетия.