Экспонаты
Автор модели: Рауш-фон-Траубенберг, Константин Константинович. 1871-1935; Формовщик: Шмаков, Павел Васильевич. 1866-? Скульптура "Офицер Лейб-Гвардии Гусарского полка начала царствования Александра I (1803 - 1805 гг.)" из серии конных фигур офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в формах прежнего времени 1912 г.
Автор модели: Рауш-фон-Траубенберг, Константин Константинович. 1871-1935; Формовщик: Шмаков, Павел Васильевич. 1866-? Скульптура "Офицер Лейб-Гвардии Гусарского полка начала царствования Александра I (1803 - 1805 гг.)" из серии конных фигур офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в формах прежнего времени 1912 г.
Комплект
Серия конных фигур офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в формах прежнего времени
Название
Скульптура "Офицер Лейб-Гвардии Гусарского полка начала царствования Александра I (1803 - 1805 гг.)" из серии конных фигур офицеров Лейб-Гвардии Конного полка в формах прежнего времени
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, серебрение
Размер
49,5х42,5х19 см; 36,6 см (длина подножия)
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-4926
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Серия скульптур «История русской гвардии» появилась во многом благодаря личной инициативе художника К. К. Рауша фон Траубенберга. В конце XIX – начале XX в. сложилась уникальная художественная ситуация, когда интерес к пластическим возможностям прикладных материалов испытывали не только крупные казенные мануфактуры, но и небольшие ателье и мастерские, а также отдельные мастера. Специально для исполнения в фарфоре в 1905–1906 гг. предложил свои модели К. А. Сомов. Их отличали, с одной стороны, неподдельный, тонко прочувствованный интерес к галантной эпохе елизаветинских и екатерининских времен, а с другой – абсолютно современный пластический рисунок, свойственный стилю модерн. Сотрудничество Императорского завода с К. К. Раушем фон Траубенбергом, близким к традициям и кругу художников «Мира искусства», носило гораздо более продолжительный характер. По этому поводу было справедливо замечено А. Ростиславовым в журнале «Аполлон»: «…хотелось бы думать, что чрезвычайно удачное привлечение этого художника – уже не случайность, как, повидимому было привлечение Сомова, а симптом возвращения к необходимой и подлинной художественности» (Ростиславов 1913. С. 7). Ретроспективизм, свойственный творчеству Рауша, нашел органичное воплощение в фарфоровой серии всадников в формах офицеров Лейб-Гвардии Конного полка. Первые контакты с заводской администрацией возникли в 1908 г., когда К. К. Рауш фон Траубенберг представил «в управление Императорских заводов фотографии скульптурных произведений, которые по его заявлению были исполнены заграницей для выставок. В виду того что по этим фотографиям возможно было убедиться в том, что автор их в состоянии исполнять удовлетворительно особенно фигуры зверей, барону Рауш летом прошлого года [1908. – О. Б.] было предложено изготовить для исполнения из фарфора преимущественно из мира животных» (РГИА. Ф. 503. Оп. 2. Д. 147. Л. 15). Вероятно, в ходе дальнейшего общения была принята другая тема, поскольку в середине января 1909 г., отвечая на запрос Кабинета Его Императорского Величества, директор завода Н. Б. Вольф писал, что «ему [Траубенбергу. – О. Б.] заказана модель военной фигуры…» (РГИА. Там же. Л. 2). Рауш фон Траубенберг проявил незаурядную целеустремленность в осуществлении своего замысла. В документах Н. Б. Вольф отмечает, что именно самому художнику принадлежит идея создания серии скульптур: «…барон К. Рауш фон Траубенберг обратился в Управление Императорских заводов с предложением изготовить для исполнения из фарфора фигуры военных в формах прежнего времени, при чем первою моделью должно было быть изображение чина Л.-Гв. Коннаго полка верхом в форме времен имп. Елизаветы Петровны» (РГИА. Там же. Л. 5). В качестве военного консультанта к работе был привлечен отставной полковник Ф. Г. Козлянинов, который также проявил искреннюю заинтересованность в проекте и всячески способствовал постановке дела на научную основу. По рекомендации Козлянинова в качестве исторических источников обмундирования офицеров были выбраны материалы многотомного труда А. В. Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения Российских войск с древнейших времен до 1855 года», а также было получено разрешение «для художника ИФЗ [живописца. – О. Б.] не только пользоваться материалами Интендантского музея, но и работать в самом помещении музея для раскраски серии военных фигур» (РГИА. Там же. Л. 11). Каждую фигуру отличает особая сопричастность выбранной эпохе: «…создались художественные, живые, исторически характерные фигурки разнообразных, соответственно эпохам, индивидуальностей» (Ростиславов 1913. С. 9). Внимание к каждой детали, даже к породе лошадей своего времени, не превратило скульптуры в трехмерные исторические манекены. Мастерство художника проявилось в понимании задач пластики малых форм и возможностей фарфора как материала. Хотя с технической стороны дела замечания на исполнимость и высокую опасность брака от сотрудников заводов в дирекцию поступали, но, видимо, возможности к преодолению препятствий лежали в полной заинтересованности Рауша фон Траубенберга работать совместно с заводскими мастерами: «…считаю долгом [принять. – О. Б.] на себя обязанность поправок и ретуши по указаниям Вашего Превосходительства [Н. Б. Вольфа. – О. Б.] как на гипсе, так и на фарфоровой массе, если это с технической стороны дела окажется необходимым» (РГИА. Там же. Л. 35). 30 января 1910 г. императору Николаю II были представлены «на обозрение» три фигуры конных офицеров павловского, елизаветинского и александровского времен, после чего последовало распоряжение «передать фигуры в фарфоровую коллекцию и изготовлять дальнейшие образцы по усмотрению художника для представления Его Величеству» (РГИА. Там же. Л. 29). В ноябре 1910 г. Раушем фон Траубенбергом был составлен список скульптур, которые должны составить серию: «…предложено исполнить обер-офицеров Лейб-Гвардии Конного полка: 1. 1745 года времени императрицы Елизаветы Петровны; 2. 1800 года времени императора Павла I; 3. 1805 год времени императора Александра I; 4. 1812 года времени императора Александра I; 5. 1840 года времени императора Николая I; 6. 1860 года времени императора Александра II» (РГИА. Там же. Л. 43, 43 об.). Скульптуры офицеров русской гвардии получили заслуженные высокие оценки современников, выдержавшие испытание временем. В 1935 г. в публикации в связи со смертью художника А. Н. Бенуа отдельно отметил: «…особенно удачной следует считать его серию конских фигур <…> эти статуэтки <…> не только были изящными безделушками со вкусом вылепленными и раскрашенными, но и передавали характерный дух каждой из представленных им эпох» (цит. по: Хмельницкая 2014а. С. 93).