Экспонаты
Автор эскиза: Кремер, Эмилий Яковлевич. 1863-не ранее 1917 Тарелка из Пурпурового сервиза 1906 г.
Автор эскиза: Кремер, Эмилий Яковлевич. 1863-не ранее 1917 Тарелка из Пурпурового сервиза 1906 г.
Комплект
Пурпуровый сервиз
Название
Тарелка из Пурпурового сервиза
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Фарфор; резьба, роспись надглазурная монохромная, позолота по мастике, цировка
Размер
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-4760
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Пурпуровый сервиз исполнялся на Императорских заводах специально для Царскосельского дворца с 1904 г. вплоть до Первой мировой войны. Название «Пурпуровый» появилось не сразу. На исторических фотографиях 1904–1905 гг. образцовые предметы сервиза подписаны как «Царскосельский сервиз розовый с золотом», и только в 1906 г. появилось название «Сервиз Государыни Императрицы Александры Федоровны пурпуровый». Проектная работа велась с 1902 г., но Высочайшего утверждения удостоился эскиз заведующего живописной мастерской Императорских заводов Э. Я. Кремера, и первые предметы были исполнены в 1904 г. К этому моменту сервизное отделение уже трудилось над созданием Александринского и Севрского сервизов, декор которых был ориентирован на французский стиль XVIII в. При создании эскизов Пурпурового сервиза Кремер использовал рокайльные мотивы, а также монохромную живопись пурпуровой краской, очень популярную в XVIII столетии на ведущих фарфоровых предприятиях – в Мейсене, Севре и Берлине. На золотом фоне бортов витиеватый орнамент исполнялся по мастике. Этот прием был опробован в 1903 г. на предметах Александринского и Севрского сервизов: «…выработаны при мастерской мастика по краске; применение последней исключает потребность прочистки орнаментов на фонах и дает возможность писать прямо по краске, что значительно ускоряет и облегчает работу» (РГИА. Ф. 503. Оп. 1 (497/2185). Д. 53. Л. 44 об.). В 1904 г. было исполнено несколько вариантов оформления предметов Пурпурового сервиза, часть из них не прошла утверждение. В коллекции заводского музея осталась пробная тарелка с изображением вензеля «НА» под короной, фланкированного фигурами амуров. Борт декорирован плетеным орнаментом, чередующимся с золотыми вставками. В дальнейшем в десертных тарелках орнамент станет прорезным. От варианта с вензелем отказались, видимо, по желанию императрицы Александры Федоровны, поскольку все последующие исполненные предметы не имеют такого оформления. В центре десертных тарелок помещались изображения амуров, ставших расхожим декором для севрского раннего фарфора благодаря неутомимой фантазии французского художника эпохи рококо Франсуа Буше и многочисленным гравированным изображениям его сценок, хранившимся на мануфактуре в Севре. На исторической фотографии 1904 г. запечатлены еще две тарелки, декор которых не получил утверждения. На зеркалах были исполнены пейзажные миниатюры в рокайльных золотых картушах (ил.). В годовом отчете за 1904 г. директор так и характеризовал ход работ над новым сервизом как исполнение образцовых и пробных тарелок: «…из представленных тарелок и чашек утверждены тарелка плоская и глубокая и чашка с блюдцем кофейная, сиреневая с применением золота, орнамента с цировкой и пейзажей в стиле XVIII века» (РГИА. Ф. 503. Оп. 1 (507/2244). Д. 24. Л. 42 об.). Среди лучших изделий 1904 г. указана «Якова Горяева пробная тарелка нового сервиза, тонкая работа мастикой и цировка по золоту» (РГИА. Там же. Л. 43 об.). С 1905 г. завод стал исполнять утвержденные императрицей образцы нового сервиза. В 1907 г. заводской художник-рисовальщик П. И. Красновский исполнил проект салатника, выдержав общую стилистику сервиза; их изготовление началось в 1908 г. Царскосельский Пурпуровый сервиз стал последним крупным сервизным проектом, осуществленным на Императорских заводах.