Вернуться
50 из 243
Просмотрено 50 из 243
Автор росписи: Семенов, Николай Тимофеевич?-1892 Пласт с орнаментальным декором "Помпеевскiя" 1844 г.
Автор росписи: Семенов, Николай Тимофеевич?-1892 Пласт с орнаментальным декором "Помпеевскiя" 1844 г.
Название
Пласт с орнаментальным декором "Помпеевскiя"
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота по мастике, цировка
Размер
1,3х35,5х26 см
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-4048
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Историзм, пришедший на смену классицизму первой трети XIX в. и связанный с романтическими тенденциями в литературе и искусстве, представлял собой явление многостильное, проявившееся «в осознании художником сопричастности всей эволюции искусства и своего места в ней» (Кудрявцева 2003. С. 124). Возможность раздробить один архитектурный объем здания разнообразными интерьерами, как в калейдоскопе, позволявшими хозяину и гостям перемещаться из одного временнóго пространства культуры в другое, требовала и соответствующей обстановки, поэтому и роль предметов прикладного искусства, способных создать череду пространств, где сменялись бы страны и эпохи, была одной из определяющих. Фарфор, приспособившийся к разным техническим и имитационным задачам, активно включался в украшение интерьера и предметов быта. Для создания декоративных композиций необходимым подспорьем служили многочисленные эстампы, книги и тетради с рисунками орнаментов, специально покупавшиеся и хранившиеся в живописной мастерской Императорского фарфорового завода. Разнообразие пластов по форме, стилистике и назначению в документах 1850-х гг. велико. К примеру, «пластов писаны в Византийском стиле: по золотому грунту, по розовому грунту; красками и золотом; по бирюзовому грунту; круглый – писан красками и золотом» (РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 961. Л. 170). В магазине готовых изделий, который располагался на заводе, вниманию заказчиков предлагались так называемые образцовые медальоны – пласты, иногда фигурных очертаний, которые могли использоваться как вставки для предметов интерьерной обстановки или туалетного столика: «для щеток – с цветами; к коробке для папильоток с цветами; из 7 пластов для коробки для перчаток; 396 – для шкатулок; овальные с живописью купидонов; 4-х угольные украшение разными колерами; 4-х угольные к шкафу с живописью; для Евангелия – с изображением Воскресения Христова; овальный гнутый с живописью фигур; восьмиугольных; длинных; приборов для дверей – пластов личных, пластов ключных, ручек больших, ручек маленьких; пластов к столу; длинный приделок к камину с пасторалью; 437 – книга с фарфоровыми пластами» (РГИА. Там же. Л. 396 – 397 об., 400, 437). Много орнаментальных пластов находилось в хранении и непосредственно в живописной мастерской завода, некоторые были оформлены в специальные рамы – в документах упоминаются, к примеру, «двадцать три [штуки] пластов фарфоровых в образцовую раму; рама со щитом для фарфоровых пластов» (РГИА. Там же. Л. 166 об., 170). Отдельные пласты отмечены названием соответствующего стиля и могли служить ориентиром для заказчиков либо образцом для учеников живописной мастерской.
Исполнитель росписи: Савельев, Иван Ефимович. 1820-?; Автор живописного оригинала: Неизвестный художник Пласт в деревянной раме с изображением молодых людей за столом и музыканта 1842 г.
Автор росписи: Тычагин, Александр Иванович. 1818-1895 Тарелка военная с изображением штаб-офицера, унтер-офицера и горниста Гренадерского принца Евгения Вюртембергского полка 1846 г.