Вернуться
25 из 243
Просмотрено 25 из 243
Подливник овальный из Кобальтового сервиза с декором "cailloute". Дополнение к основному составу (1780-е гг., Вена) XIX в.
Подливник овальный из Кобальтового сервиза с декором "cailloute". Дополнение к основному составу (1780-е гг., Вена) XIX в.
Комплект
Кобальтовый сервиз с декором "cailloute". Дополнение к основному составу (1780-е гг., Вена)
Название
Подливник овальный из Кобальтового сервиза с декором "cailloute". Дополнение к основному составу (1780-е гг., Вена)
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Фарфор; рельеф, крытье подглазурное кобальтом, роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Размер
5х10,3х5,8 см; 4х8х5,5 см (размеры предмета без ручки)
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3708
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Помимо создания новых сервизных комплектов, одной из важных задач Императорского фарфорового завода, которые ставились Придворными конторами разных императорских резиденций или Кабинетом Его Императорского Величества, являлось выполнение так называемых доделок – к уже имевшимся сервизам собственного или иностранного происхождения. При этом недостающие предметы могли воспроизводиться, полностью опираясь на имевшиеся образцы, либо создаваться по эскизам заводских мастеров, если требовавшиеся заказчику предметы в исходном сервизе отсутствовали. Кобальтовый сервиз был изготовлен на Венской фарфоровой мануфактуре в 1785–1786 гг. в качестве подарка австрийского императора Иосифа II наследнику русского престола, будущему императору Павлу I. Как отмечает Н. И. Казакевич, «самый состав сервиза соответствовал типологии севрских сервизов <…> образцами послужили модели посуды французской мануфактуры 1750-х гг., которые пользовались успехом и производились в Севре на протяжении всего XVIII века» (Казакевич 2007. С. 61). Размещенный на кобальтовом фоне золоченый декор в виде тонкого ажурного орнамента cailloute также имеет севрское происхождение. До 1849 г. сведений о бытовании венского сервиза при русском Императорском дворе не имеется. Первое упоминание о нем встречается в письме гофмаршала графа А. П. Шувалова Министерству Императорского двора, где он пишет о возникшей необходимости пополнить «синий золоченый сервиз, находящийся в Приорате в Гатчине» (РГИА. Ф. 468. Оп. 10. Д. 308. Л. 1). Сервиз предполагалось расширить с 12 персон до 16, «потому что Высочайшие праздничные столы часто бывают в этом числе, в особенности же когда присутствуют иностранные принцы и послы, и сверх того прибавлено некоторое количество вещей на случай битья и пополнения на будущее время» (РГИА. Там же. Л. 1, 1 об.). В прилагаемом к письму реестре необходимых к пополнению предметов указаны «сверх того – жирандолей о 10 рожках – 1 шт., о 7 рожках – 6 шт.» (РГИА. Там же. Л. 2 об.). В венском сервизе канделябры отсутствовали, и русские мастера создали предмет в стилистике рококо, используя те же декоративные приемы, которые отличают оригинальные предметы.
Автор модели: Пименов, Степан Степанович. 1784-1833 Скульптура "Девушка с разбитым кувшином" Первая четверть XIX в.
Настольное украшение с основанием в виде трех фигур египтянок Первая половина XIX в.