Вернуться
23 из 243
Просмотрено 23 из 243
Лейка с ручкой и носиком в виде головок лебедей Первая половина XIX в.
Лейка с ручкой и носиком в виде головок лебедей Первая половина XIX в.
Название
Лейка с ручкой и носиком в виде головок лебедей
Место создания/школа
Датировка
Первая половина XIX в.
Материал, техника
Фарфор, бисквит; роспись надглазурная монохромная, позолота
Размер
30,2х21,2х16,4 см; 9,8 см (диаметр горла)
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3522
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Для искусства начала XIX в., особенно в прикладной сфере, большое значение имели сборники гравюр образцовых интерьеров и отдельных предметов, росписей, декоративной скульптуры, исполненные в едином стиле ампир (или empire) – плоть от плоти времени наполеоновских походов. Именно с той поры появилась мода на древнеегипетское искусство и классическое искусство Рима и Греции. В этом плане роль альбомов Ф. И. Гаттенбергера, составленных из проектов различных предметов прикладного искусства 1806–1807 гг., как источников для поиска собственных форм и декора мастерами Императорского фарфорового завода сложно переоценить. Далеко не все проекты были осуществлены и выполнены в точности, но в начале XIX в. они служили редким образцом орнаментальной графики и проектов изделий в стиле ампир, показывая возможности его развития на русской почве. Вероятно, рисунки были собраны и переплетены уже после смерти Гаттенбергера, и справедливо предполагать, что в сборники «вошли не все рисунки художника, и многие сохранившиеся фарфоровые произведения были сделаны по другим, не вошедшим в эти альбомы проектам» (Кудрявцева 2002. С. 514). Так, авторство проекта лейки, представленной на выставке, может быть приписано Гаттенбергеру на основании стилистического сходства с композициями из этих альбомов, созданными для других предметов. Использование лепных деталей для украшения наверший, оснований предметов, ручек и носиков в целом характерно для стиля empire. Схожие художественные приемы можно увидеть в эстампах французов Персье и Фонтена, служивших орнаментальной школой для многих европейских и русских архитекторов и художников первой трети XIX в. В частности, фигура лебедя или ее детали нередко становились элементом орнамента. Так же «ампирным» можно считать сочетание белой поверхности фарфора и золота – матового и блестящего – в оформлении изделий, что придает предметам особенную парадность.
Автор проекта: Рашетт, Жак-Доминик. 1744-1809 Чернильный прибор с монограммой Павла I: а) пьедестал; б) обелиск; в) подсвечник; г) подсвечник; д) подставка для песочницы; е) подставка для чернильницы; ж) чернильница; з) крышка от чернильницы 1796 - 1801 гг.
Автор модели: Пименов, Степан Степанович. 1784-1833 Скульптура "Девушка с разбитым кувшином" Первая четверть XIX в.