Вернуться
30 из 243
Просмотрено 30 из 243
Ваза с основанием в виде фигуры египтянки Первая половина XIX в.
Ваза с основанием в виде фигуры египтянки Первая половина XIX в.
Название
Ваза с основанием в виде фигуры египтянки
Место создания/школа
Датировка
Первая половина XIX в.
Материал, техника
Фарфор, бисквит; крытье надглазурное монохромное, роспись надглазурная монохромная, позолота, смальта
Размер
44,7х18х17,3 см
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3498
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Древнеегипетское искусство заметно повлияло на сложение нового стиля empire (ампир) после египетского похода Наполеона, а востребованным стало еще раньше. Еще в 1750–1760-х гг. были опубликованы семь томов «Собрания египетских, этрусских, греческих и римских древностей» графа де Кайлюса. Египетский раздел по сравнению с разделами древнегреческого и древнеримского искусства был совсем невелик, но давал определенное представление о строгости и напряженности пластики, внимании к силуэту и рисунку, а также о сюжетах и персоналиях. Но, безусловно, на качественный уровень арсенал древнеегипетского художественного языка вышел на рубеже XVIII–XIX вв. Большое влияние на развитие стиля, апеллирующего к античности в реконструированном виде на основе современных археологических открытий, оказали увражи с гравюрами, изображающими древнеримские, древнегреческие и этрусские орнаменты и предметы в переложении художников-орнаменталистов. С 1801 г. в виде отдельных листов выпускались гравированные проекты Ш. Персье и П.-Ф.-Л. Фонтена, в период 1804–1807 гг. выходили сборники листов «Фрагменты архитектуры, скульптуры и живописи в античном [старинном, древнем] стиле» П.-Н. Бовалле, откуда многие художники черпали свое вдохновение (Beauvallet 1804–1807. Вторая часть под тем же названием была опубликована в 1820 г.). Можно утверждать, что «ампир формировался как декоративный стиль, первый в чреде многих, не замедливших воспоследовать со второй трети XIX века» (Сиповская 2011. С. 312). Печатные издания самого разного рода регулярно приобретались для Императорских казенных мануфактур, формируя серьезные библиотеки проектов и образцов нового стиля и прежних эпох прямо на производствах. Задача развития нового орнаментального языка в приложении к интерьерному пространству и предметам, его наполнявшим, с успехом решалась крупными архитекторами начала XIX в. – А. Н. Воронихиным, Ж.-Ф. Тома де Томоном, К. Росси и др. Если два художника из упомянутых были напрямую связаны с Императорским стеклянным заводом, будучи назначенными туда инвенторами (Тома де Томон – в 1804–1813 гг., Росси –в 1814–1819 гг.), то проекты Воронихина были наиболее востребованы на камнерезных мануфактурах для исполнения в камне и бронзе. Среди орнаментальных рисунков Тома де Томона, причем еще конца XVIII в., можно встретить немало египетских мотивов; серьезный интерес к египетскому искусству демонстрируют также работы А. Н. Воронихина. Ему, в частности, принадлежит проект в виде фигуры стоящей египтянки, удерживающей на голове чашу (проект опубликован: Гримм 1952. С. 126. Кат. 201), а также небольшие фигуры сидящих египтян, держащих чаши перед собой (ГЭ, инв. № Э-9153). Изготовление фарфоровых фигур египтянок, исполненных в белом бисквите, акцентированном золотом, или же в тонированном под бронзу, вероятно, можно отнести к первому десятилетию XIX в. Это был период сближения Франции и России и время бурного развития стиля ампир во французском прикладном искусстве, в орнаментальной гравюре, бронзе, мебели и фарфоре. Для русского искусства наступило «время становления стиля, который отмечен некой неустойчивостью форм, подчас странных, а подчас – в том числе и благодаря этой странности – оригинальных и рафинированных» (Сиповская 2011. С. 312). Наиболее близким прототипом для скульптур Императорского фарфорового завода служат бронзовые канделябры, исполненные в Париже в 1800-е гг. (Ил.). В настоящее время светильники находятся в коллекции ГМЗ «Павловск» (см.: Баженова 2016. С. 89–91), а происходят из убранства Гатчинского дворца.
Ваза с основанием в виде фигуры египтянки Первая половина XIX в.
Художник: Гаттенбергер, Жан-Франсуа-Ксавье?-ок. 1820 Проект вазы с двумя ручками в виде змей и фигурной ножкой и чайника с носиком в виде фигурки Амура, поддерживающего над головой кувшин 1806 г.