Вернуться
40 из 243
Просмотрено 40 из 243
Ваза с лепным декором в виде мужских профилей и гроздьев винограда 1825-1855
Ваза с лепным декором в виде мужских профилей и гроздьев винограда 1825-1855
Название
Ваза с лепным декором в виде мужских профилей и гроздьев винограда
Место создания/школа
Датировка
Материал, техника
Фарфор; лепка, роспись надглазурная полихромная, позолота
Размер
53,5х74х64,5 см
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3481
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Ваза, словно обтянутая наполовину звериной шкурой, с необычным лепным декором в виде профилей участников вакхических пиршеств и гроздей винограда, представляет собой своеобразный кунштюк, характерный для искусства николаевского времени, склонного к стилевым обманкам. Оригинальная ваза была найдена во второй половине XVIII в. сэром Г. Гамильтоном при раскопках, проводимых близ Рима на вилле Адриана в Тиволи. Она поступила в коллекцию знаменитого коллекционера древностей сэра Уильяма Гамильтона, который доверил провести необходимые реставрационные работы римской мастерской Дж. Б. Пиранези. Отреставрированный облик вазы был запечатлен на одном из листов издания 1778 г., выпущенного Пиранези под названием «Vasi, candelabri, cippi, sarcofagi, tripodi, lucerne, ed ornamenti antichi» (Piranesi 1778. P. 2). Ее дальнейшая судьба, а также второе название, связаны с племянником Гамильтона, Джорджем Гревиллем, графом Варвиком. Ваза Варвика послужила основой для создания копий в разных материалах, в частности известен бисквитный экземпляр римской мануфактуры Вольпато (1786–1800) (Fascination of fragility 2010. P. 349. Cat. 375). В коллекции Эрмитажа хранится мраморная ваза Варвика (инв. № Эпр-8114), которая поступила в музей в 1861 г., которая по размерам и декору очень близка фарфоровой вазе (ил.). Можно утверждать, что помимо упомянутого издания Пиранези, основой для создания фарфоровых копий послужил образец, схожий с эрмитажным. Это подтверждает и рельеф ножки вазы, которая у Пиранези (и у Вольпато) имеет гладкую поверхность, а известные на данный момент два фарфоровых экземпляра, как и у эрмитажного мраморного, получили ложчатый декор. Первая ваза Императорского фарфорового завода, поступившая в коллекцию Павловского дворца-музея, исполнена в 1824 г., привезена во дворец 5 января 1825 г. и поставлена в Пилястровом кабинете (Нестерова, Гуменюк 2009. С. 78, 79, 100). Она декорирована в характерном для начала 1820-х гг. стиле, в сочетании полностью вызолоченного декора, за исключением узкой полосы под гроздьями, и белой внутренней поверхности. Второй экземпляр, представленный на выставке, имеет марку времени правления Николая I, исполнен позднее, возможно в 1830-е гг., и расписан «под натуру», как иногда отмечали в документах того времени. Мастером-формовщиком, вероятно, является французский мастер Ф. Давиньон, один из четырех специалистов, приглашенных в Россию в 1814 г.
Исполнитель росписи: Миронов, Пётр Фёдорович, работал сер. XIX в.; Автор живописного оригинала: Вауверман, Филипс. 1619-1668 Пласт с копией картины Ф. Воувермана 1825 - 1855 гг.
Тарелка десертная с изображением ветки земляники 1827 г.