Вернуться
28 из 243
Просмотрено 28 из 243
Ваза с росписью в этрусском стиле Первая половина XIX в.
Ваза с росписью в этрусском стиле Первая половина XIX в.
Название
Ваза с росписью в этрусском стиле
Место создания/школа
Датировка
Первая половина XIX в.
Материал, техника
Фарфор; роспись подглазурная монохромная, роспись надглазурная монохромная, позолота
Размер
50,7х20,8х17,1 см
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3463
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Так называемый «этрусский» стиль в предметах русского фарфора связан с восприятием античного искусства и его влиянием на формы и декор в духе древнегреческой керамики – чернофигурной и краснофигурной видов росписи, а также различных композиций на их основе. К николаевскому времени относится целый ряд вещей, исполненных в «этрусском» стиле. К ним принадлежит Этрусский сервиз, созданный в 1844 г. для Царицына павильона в Петергофе, предметы которого декорированы в духе чернофигурной росписи по терракотовому фону. По описанию помещений Императорского фарфорового завода 1844 г. известно о существовании Этрусского коридора «с этрусковым стеклом и такими же картинами, присланными на завод по Высочайшему повелению» (Описание производства 1844. С. 16). Судя по документам 1802 г. при передаче завода в ведомство Кабинета Его Императорского Величества, в мастерских в числе различных книг и эстампов имелись «семь томов Древностей Геркуланских» (РГИА. Ф. 468. Оп. 32. Д. 65. Л. 170), подразумевавших в том числе «Собрание этрусских, греческих и римских древностей…», составленное сэром Уильямом Гамильтоном и изданное в 1766–1767 гг. (Antiquites Etrusques, Grecques et Romaines 1766–1767). Эти материалы неоднократно служили источником для создания композиций в «этрусском» стиле для художников завода и во второй трети XIX в. Ваза, представленная на выставке, имеет форму классической амфоры, покрытой, в подражание античному темному лаку, кобальтом глубокого почти черного цвета. Сюжет для краснофигурной росписи составлен из сцен и фигур, взятых с разных листов издания Гамильтона. Для каждого персонажа можно найти свой первоисточник. Так, изображение танцующей девушки, в зеркальном отображении, позаимствовано из первого тома «Собрания древностей» (ил.). Там же можно увидеть фигуру идущей женщины (ил.). Мужская фигура с сосудом в руках, изображенная на листе 10 четвертого тома, перенесена на вазу в зеркальном отражении. Интересны изменения, которые заводские мастера вносили в облик античных персонажей. Так, обе мужские фигуры на вазе – упомянутая выше и сидящая с музыкальным инструментом – утратили лошадиные хвосты и получили одежду. Наиболее близкий прототип для второго персонажа – сидящий сатир, играющий на флейте, – можно найти в другом источнике: Pitture deʼ vasi antichi 1800–1803 (ил.). Отдельные фигуры встречаются и на других предметах Императорского фарфорового завода, исполненных в стиле, подражающем древнегреческой керамике. Например, сцена с танцующей девушкой и следующим за ней мальчиком изображена на десертной тарелке Этрусского сервиза (ГЭ, инв. № Мз-И-499).
Ваза с росписью в этрусском стиле Первая половина XIX в.
Ваза с основанием в виде фигуры египтянки Первая половина XIX в.