Вернуться
24 из 243
Просмотрено 24 из 243
Автор модели: Пименов, Степан Степанович. 1784-1833 Скульптура "Девушка с разбитым кувшином" Первая четверть XIX в.
Автор модели: Пименов, Степан Степанович. 1784-1833 Скульптура "Девушка с разбитым кувшином" Первая четверть XIX в.
Название
Скульптура "Девушка с разбитым кувшином"
Место создания/школа
Датировка
Первая четверть XIX в.
Материал, техника
Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка
Размер
22,1х13х12,8 см; 12,7 см (диаметр подножия)
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3413
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Фигура «Девушки с разбитым кувшином» перекликается с печальной «Молочницей» – фонтаном в Царскосельском саду, созданном по модели скульптора П. П. Соколова и установленном в 1816 г. Общим сюжетным источником является известная басня Ж. Лафонтена «Молочница, или Кувшин с молоком», повествующая о крестьянке Перетте, увлекшейся своими мечтами и разбившей их вместе с кувшином с молоком. Темы басен Лафонтена и Эзопа были востребованы в регулярных садах XVIII в., и остались таковыми же и в пейзажных парках начала XIX в.: они «не исчезают, но приобретают тот же оттенок „sensibility“, и это отчетливо сказывается в знаменитой благодаря пушкинским стихам скульптуре „Молочница“» (Лихачев 1998. С. 411). Царскосельская «Девушка» в окружении романтического парка привлекает своими чертами пленительной наяды, которая, по словам А. С. Пушкина, «…над вечной струей, вечно печальна сидит». Модель крестьянской девушки С. С. Пименова на эту же тему, возможно, даже ближе к смыслу лафонтеновской притчи, но ее образ пленяет зрителя классической законченностью силуэта, мягкостью переданного движения. Выпускник Императорской Академии художеств, уже будучи академиком, адъюнкт-профессором скульптуры, С. С. Пименов в 1809 г. «определен на фарфоровой завод для надзирания по скульптурной части» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 886. Л. 98 об). К этому моменту казенная мануфактура обладала большим исполнительским потенциалом, специалистами, которые «могли бы стать первыми людьми на любой из европейских фабрик» (Петрова 1958. С. 46). Пименов, отдав делу фарфора около 20 лет, создал большое количество моделей, как собственно скульптурной пластики, так и в сочетании с посудными формами для настольных украшений больших сервизных комплексов, самым знаменитым из которых был Русский (или Гурьевский) сервиз. Многократно исполненные по моделям Степана Пименова фигуры девушек и юношей в русских костюмах, строгих в пластическом рисунке, исполненных достоинства и уравновешенной гармонии, во многом определили художественный облик эпохи александровского ампира.
Лейка с ручкой и носиком в виде головок лебедей Первая половина XIX в.
Подливник овальный из Кобальтового сервиза с декором "cailloute". Дополнение к основному составу (1780-е гг., Вена) XIX в.