Вернуться
22 из 243
Просмотрено 22 из 243
Автор проекта: Рашетт, Жак-Доминик. 1744-1809 Чернильный прибор с монограммой Павла I: а) пьедестал; б) обелиск; в) подсвечник; г) подсвечник; д) подставка для песочницы; е) подставка для чернильницы; ж) чернильница; з) крышка от чернильницы 1796 - 1801 гг.
Автор проекта: Рашетт, Жак-Доминик. 1744-1809 Чернильный прибор с монограммой Павла I: а) пьедестал; б) обелиск; в) подсвечник; г) подсвечник; д) подставка для песочницы; е) подставка для чернильницы; ж) чернильница; з) крышка от чернильницы 1796 - 1801 гг.
Название
Чернильный прибор с монограммой Павла I: а) пьедестал; б) обелиск; в) подсвечник; г) подсвечник; д) подставка для песочницы; е) подставка для чернильницы; ж) чернильница; з) крышка от чернильницы
Место создания/школа
Датировка
1796 - 1801 гг.
Материал, техника
Фарфор; позолота, цировка, лепка
Размер
17,2х38,5х28,5 см (а); 28,5 см (ширина части основания под обелиском (а)); 40,4х15х8,5 см (б); 23х29х17,2 см (в); 23,5х29,1х16,8 см (г); 13,5х28,2х15,5 см (д); 12,5х24,6х17 см (е); 2,8х4,4 см (ж); 1,1х3,2 см (з); 3,5 см (общая высота чернильницы (ж) с крышкой (з))
Год поступления
Инвентарный номер
Номер по КП
КПГЭ.2002-3364
Категория
Предметы прикладного искусства, быта и этнографии
Отдел/сектор
Музей Фарфорового завода
Аннотация
Скульптор Ж.-Д. Рашетт приехал в Россию в 1779 г. зрелым художником и сумел проявить себя на новой родине как скульптор и монументальной, и малой прикладной формы. Он принял приглашение князя А. А. Вяземского занять пост модельмейстера Императорского фарфорового завода, и, как он сам пишет в 1792 г., «недостаток заказов [монументального характера] вынудил его согласиться на место, которое занимает уже 14 лет» (цит. по: Рошет 2011. С. 128). Роль его в сложении стиля пластической школы фарфорового завода сложно переоценить. Традиции французского классицизма, преломленного в прочтении русского искусства екатерининской эпохи, и сам дух времени, где личность человека и памятные исторические события визуализировались в формах аллегорических мемориалов, получили в работах Ж.-Д. Рашетта свое законченное гармоническое воплощение. Чернильный прибор композиционно состоит из нескольких частей, каждая из которых имеет свой смысловой подтекст, но будучи составленными вместе, они производят скорее впечатление мемориального сооружения, нежели чего-то практического. Две группы трофеев посвящены, судя по полумесяцам на поверженных знаменах, изогнутым клинкам и восточным головным уборам, победам России в войнах с Турцией за южные земли и Крым. Тема победных аллегорических трофеев неоднократно воплощалась в пластических композициях периода 1780–1790-х гг., например, «Сожжение турецкого флота» и «Взятие Очакова» (ГРМ, инв. № Ф-699, Ф-705), которые помимо различных воинских атрибутов включали в себя изображение обелиска и ростральной колонны-обелиска, а также скульптура «Трофеи» с вензелем «Е II» (ГЭ, инв. № ЭРФ-6441). Подобные памятники часто включались в состав сервизных комплексов в качестве настольного украшения – сюрту-де-табль. В нашем случае группы трофеев фланкируют чернильный прибор. Центральный элемент композиции – обелиск с фигурами двух орлов украшен медальоном с вензелем «П I», у подножия которого размещены атрибуты и воинского характера, и щедрого и разумного правления. Наконец, фигуры амуров на переднем плане, занятых искусством и наукой, также служат аллегорией разносторонних интересов, получающих поддержку и покровительство. Екатерина II как покровительница искусств была воплощена в скульптурной группе «Парнас», созданной по проекту Л. С. Буазо в качестве настольного украшения к знаменитому Сервизу с камеями Севрской фарфоровой мануфактуры. Примечательно, что опосредованным источником для фигур амуров чернильного прибора послужили композиции Ф. Буше, в частности его «Аллегория искусств», отдельные элементы которой перефразированы в пластике фарфоровых групп. Принадлежность композиционного проекта Ж.-Д. Рашетту представляется более чем возможным, несмотря на отсутствие прямого упоминания прибора в описи моделей и форм 1802 г. («Опись моделям и формам, состоящим под смотрением коллежского советника и кавалера Рашета в наличности по модельмейстерской палате». РГИА. Ф. 468. Оп. 37. Д. 65. Л. 181 – 199 об.). По своей стилистике и художественным задачам он явно примыкает к позднему екатерининскому времени, когда влияние личности Рашетта на заводе было определяющим. В силу каких обстоятельств был получен заказ на изготовление прибора и почему он оказался невостребованным, как хранился вплоть до первого упоминания о своем существовании в каталоге 1890 г., – обо всех этих моментах можно только строить предположения, поскольку в архивных документах рубежа XVIII–XIX вв. имеются лишь весьма обобщенные сведения. В документе 1802 г. среди «разных фарфоровых хороших вещей, состоящих в ведении ИФЗ» упоминается «чернильница аллегорическая – 1 шт.» (РГИА. Ф. 468. Оп. 37. Д. 65. Л. 124 об). В нем можно найти и запись о имевшихся в количестве 11 штук «пирамид 4-х угольных <…> с орлами» (Там же. Л. 67). В 1803 г. в описях, составленных под руководством Ф. И. Гаттенбергера, помимо этих предметов перечислены «чернильница и песошница круглые с крышками на пьедестальчиках» (РГИА. Ф. 468. Оп. 37. Д. 108. Л. 184). В одном из первых обстоятельных описаний 1844 г. организованного при заводе образцового зала нет никаких сведений о таком значимом произведении ни в эпоху Павла I, ни в эпоху Александра I. Как нет его и в более раннем документе – так называемом генеральном отчете по фарфоровому заводу 1829 г., а также в документах, составлявшихся с подробными описями хранившихся предметов при передаче дел от одного директора казенной мануфактуры к другому, что за середину и вторую половину XIX в. произошло более пяти раз. Впервые полный комплект чернильного прибора упомянут в Каталоге музея Императорского фарфорового завода 1890 г., причем в разделе, посвященном времени правления Александра I, с интересным описанием: «чернильница из восьми штук, изображает памятник Императору Павлу I; белая с украшениями и золотом» (Каталог 1890. С. 10). Описание «изображает памятник» применительно к этому прибору и вполне соответствует мемориальному характеру всей конструкции. О. Б. Баранова
Настольное украшение "Слава". На щите надпись: "1769 - 1770. Кагулъ. Чесма. Измаилъ. Аккерманъ. Браиловъ. Журжа." Конец XVIII - начало XIX вв.
Лейка с ручкой и носиком в виде головок лебедей Первая половина XIX в.