Вернуться
Госсарт, Ян, прозванный Мабюзе (Gossaert, Jan, called Mabuse; ок. 1478-1532)
Госсарт, Ян, прозванный Мабюзе (Gossaert, Jan, called Mabuse; ок. 1478-1532)
Годы жизни
ок. 1478-1532 (Мобёж - Мидделбург)
Иные имена
Gossaert, Jan, called Mabuse
Биография
Один из крупнейших нидерландских художников своего времени, Ян Госсарт, прозванный по месту рождения Мабюзе, появился на свет в городке Мобёж в Западной Валлонии около 1478 года. О его жизни ничего не известно вплоть до момента вступления В антверпенскую гильдию св. Луки, в которую он был принят в 1503 году. Сохранившиеся рисунки Госсарта раннего периода его творчества позволяют сделать вывод, что в 1500-х годах он стал одним из основоположников направления, называемого сегодня антверпенским маньеризмом, но достоверные картины художника этих лет до нас не дошли. В 1508 году Госсарт поступил на службу к епископу Филиппу Бургундскому, известному меценату и ценителю античной культуры. В свите последнего в 1509 году художник совершил путешествие в Рим, которое стало не только поворотным пунктом его собственного творчества, но и важной вехой в истории всей нидерландской живописи. Нидерландские мастера и прежде посещали Италию, но именно Госсарт оказался первым из них, кто сосредоточил свое внимание на изучении и копировании памятников классической древности, а впоследствии использовал эти вновь приобретенные знания в своих произведениях. По возвращении из Италии Госсарт продолжил работать для Филиппа Бургундского, сначала в Мидделбурге и затем в Утрехте, где его патрон занял епископскую кафедру. По заказам своего покровителя художник исполнил многочисленные картины на мифологические сюжеты с обнаженными фигурами, такие как «Нептун и Амфитрита» (Картинная галерея, Берлин), «Геркулес и Деянира» (Художественный институт, Бирмингем), «Венера и Амур» (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), которые часто рассматривают как первые памятники чисто ренессансного искусства, появившиеся в Нидерландах. Помимо этого художник выступал и в более традиционных жанрах: писал алтарные образы для украшения церквей, религиозные картины по частным заказам и многочисленные портреты, снискавитие ему славу лучшего нидерландского портретиста своего времени. После смерти Филиппа Бургундского в 1524 году Госсарт нашел нового покровителя в лице Адольфа Бургундского, адмирала Зеландии, и вновь вернулся в столицу этой провинции Мидделбург, где, по всей видимости, работал до конца жизни. Дата смерти Госсарта в точности не известна, но 13 октября 1582 года пенсия в сто гульденов, назначенная ему Менцией де Мендоса, женой Генриха III Нассау-Бредского, была выплачена уже его вдове. Карел ван Мандер описывает Госсарта как человека необузданного нрава и весьма беспорядочного образа жизни, который, однако, полностью преображался, принимаясь за работу, и становился «чрезвычайно опрятным, тонким, искусным и терпеливым художником». Помимо античных памятников на его искусство оказало влияние творчество Луки Синьорелли, Якопо да Барбари и - особенно глубоко и многообразно — Альбрехта Дюрера. Госсарт выработал свой особый, маньеристический по духу стиль, соединивший североевропейскую традицию с формулами итальянского Возрождения. Воздействие его художественных новшеств в той или иной степени испытали и его современники - Барент ван Орлей, Лукас ван Лейден, и более молодые художники - Ян ван Скорель, Ламберт Ломбард, Питер Кук ван Альст, Ян ван Хемессен. Сохранилось около тридцати оригинальных рисунков Госсарта, по большей части это законченные композиционные проекты для витражей и картин. Источник: От готики к маньеризму: нидерландские рисунки XV-XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа: каталог выставки /А.О. Ларионов; Государственный Эрмитаж.- СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2010.- 364 с.: ил.
Школа
Нидерландская школа