Вернуться
Троицкий, Юрий Федорович (Troitsky, Yuri; 1935-2016)
Троицкий, Юрий Федорович (Troitsky, Yuri; 1935-2016)
Годы жизни
1935-2016 (Ленинград)
Иные имена
Биография
Автобиография. На опытный завод при ГИКИ я пришел 15 сентября 1953 года. Тогда он находился в Апраксином дворе, рядом с Апраксиным переулком. Завод был небольшим. Работало там около 300 человек. В одном здании находились все службы завода и цеха. Это время моего прихода совпало с началом его становления как завода, стремящегося выпускать продукцию художественного направления. До этого завод выпускал так называемый электроустановочный фарфор — различные фарфоровые детали для электрических приборов и машин, которые изготавливались методом штамповки на штамповочных станках из полусухой массы. Были организованы литейный, живописный и формовочный участки. Я попал в формовочно-скульптурный участок. Участки эти были очень небольшими. В них работало по несколько десятков человек. В скульптурном — 12 человек, в живописном — 18-20 человек, в литейном примерно 30 человек. В начальный период выпуска художественных изделий ассортимент состоял в основном из жанровой и анималистической скульптуры, которую выпускали по моделям, переданным с завода имени М.В. Ломоносова. Литейщицы, живописцы и другие рабочие были бывшими «ломоносовцами». Так, я был учеником у виртуозного мастера по скульптурным моделям Евгения Ивановича Изотова, который раньше также работал на ЛФЗ. Из собственного ассортимента на первых порах выпускались в основном портретные, небольшого размера вещи, такие как бюсты П. И Чайковского, Глинки, Толстого, Гоголя, Богдана Хмельницкого, автором которых был, пожалуй, единственный в тот момент штатный скульптор Сычев. А вскоре, буквально через год на завод пришла целая группа молодых художников, только что окончивших училище им. В.И. Мухиной и была организована небольшая художественная лаборатория. Скульптурный участок возглавил В. И. Петушков. У нас стали работать художники Л. Сморгон, А. В. Дегтярев, он и сейчас сотрудничает с заводом им. Ломоносова, А.А. Киселев, Р. Чашина, В.Г. Горовнева, Л.Р. Афанасьева. На скульптурном участке я стал работать случайно. Я хотел в то время работать в живописном нехе, но там не было свободных мест, я ждал и в обеденный перерыв ходил в живописный цех смотреть, что и как они делают, А тянуло меня туда не случайно. Сколько себя помню, я все время рисовал, ни дня пропуска. Дома у меня на стуле всегда стоял какой-нибудь натюрморт. В школе занимался в изокружке, одновременно ходил в изостудию ДГШ Фрунзенского района возле Витебского вокзала. Ездили на этюды. В довершение всего, мне, наверное, было этого мало, я пришел во Дворец пионеров им. Жданова. Там работала замечательная преподавательница из Академии художеств Мария Александровна Гороховская, которая уделяла мне много внимания. (Ставила для меня отдельно натюрморты, давала домашние задания, пробовала меня в разных техниках — в рисунке, живописи, гравюре. Она водила нас в музеи, на выставки и в художественную школу при Академии. Как я впоследствии догадался, она надеялась, что некоторые из нас будут там учиться. Но в жизни у меня резко наступили перемены, я бросил школу, занятия в студиях и пошел работать на завод. В ожидании, когда меня возьмут в живописный цех, я вскоре убедился в том, что эта работа не для меня, Мне показалось, что работа у живописцев удивительно однообразна и скучна. Месяцами они делали одно и тоже. А потом, когда я работал на скульптуре, я полюбил это дело и стал добиваться некоторых успехов. Работая на заводе, я учился по вечерам в школе рабочей молодежи. В 1965 году Опытный завод при ГИК. вошел в объединение «Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова», куда вошли также Сланцевский майоликовый завод, «Красный фарфорист» и «Пролетарий». В конце февраля 1965 года к нам на участок пришли Зигрид Освальдовна Кульбах, главный художник ЛФЗ, и мастера завода Виктор Васильевич Буланов и Александр Иванович Борисов. Они посмотрели, как мы работаем, что и как делаем, и предложили мне работать в художественной лаборатории ЛФ3 модельщиком. Я думал не долго, наши художники меня благословили на то, чтобы я пошел работать туда, где я смогу расти профессионально, и я не пожалел. Это стало моей жизнью. Когда я увидел мастеров художественной лаборатории и как они работают, а главное, результаты их работы, я был поражен. Я захотел быть таким же. Вокруг меня были такие мастера, как Ю. М. Леви, С.И. Верютин, В. Карзов, и многие другие. Особенно благодарен А. И. Борисову, который очень внимательно ко мне отнесся и очень верно построил методологию моего обучения модельной работе. Сам он в свое время окончил школу мастеров при ЛВХПУ. Вскоре я начал работать с художником Н.Г. Славиной над ее первым сервизом «Аврора». Раньше она занималась только росписью, и сервиз «Аврора» был ее дебютом как скульптора. Это было примерно в году 1967. Но мне не суждено было закончить эту работу, так как я нужнее оказался для работы с Владимиром Лаврентьевичем Семеновым. Тогда он был очень авторитетным специалистом в области технологии фарфора, известным художником, он был одним из первых, кому было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР в декоративно-прикладном искусстве. Я проработал с ним 12 лет, и если я чего-нибудь стою как модельщик, то это его заслуга. Его педантизм, фанатическое требование качества работы, чистоты, точности не знали границ. Семенов начал работать модельщиком на заводе им. Ломоносова в 1930-годы. После войны работал старшим художником-скульптором. Его мнения о технологичности изделий, о возможностях улучшения качества были непререкаемы. С ним я делал несколько юбилейных плакеток, штофов, графинов, вазочек, больших ваз, сервизов для производства, а также для выставок. После его смерти я стал работать с другим замечательным художником, с Серафимой Евгеньевной Яковлевой, также одновременно с Семеновым получившей звание Заслуженного художника РСФСР. С ней я проработал 12 лет. С.Е. Яковлева была совершенно другим человеком и художником со своим стилем и особенностями работы с фарфором. Она оказала на меня большое влияние и обогатила меня творчески. Совершенно готовые, законченные модели неоднократно дорабатывались и переделывались. Она никогда не была уверена, что сделала окончательный вариант. Она так и говорила: «Пока я не сделаю плохо — я не буду уверена, что это хорошо». Работая с Яковлевой, я стал пытаться сделать что-то свое. По заданию Андрея Ларионова, который в то время был главным художником, я сделал несколько шкатулок, которые пошли в серийное производство. Затем Ларионов дал мне задание увеличить в два раза «Воронихинскую» вазу, которую по музейному образцу скопировал Ю. Леви. Эта ваза высотой 38 см выпускалась по спецзаказам небольшими сериями. Я сделал рисунок-чертеж вазы, увеличенной в два раза. Но механически увеличенная копия потеряла изящество образца. Ручки в виде грифонов и декор остальных частей вазы стали грубыми. Ларионов предложил мне самому попробовать доработать вазу в эскизе, а затем и в модели. Стараясь сохранить стиль образца, изменил ручки, несколько усложнил лепку отдельных деталей, и ваза стала «жить» в новом облике. Первое время она называлась «Большая воронихинская». Первый экземпляр вазы был отправлен в США в качестве памятного подарка от правительства СССР. Ваза до сих пор выпускается заводом и называется «Ваза Ю.Ф. Троицкого». После вазы мною, как автором, был сделана форма сервиза «Наташа» (1986) для костяного фарфора, до сих пор идет в производстве. В последние три года был создан и освоен в производстве новый сервиз «Купольный». Помимо перечисленных художников, мне приходилось работать и с другими известными мастерами. Это были В.М. Городецкий, (серия из десяти настольных ваз), Н.П. Славина, А.А. Лепорская, Э. М. Криммер, Б.Д. Быструшкин, А.В. Ларионов и другие. Счастлив, что мои авторские работы расписывал сам А. В. Воробъевский — чашки и сервиз «Наташа». Мой стаж на заводе вот уже 52 года без перерыва. К. сожалению, последние годы моей работы на заводе складываются не совсем так, как мне бы хотелось. Модельной работы стало очень мало. Приходится делать в основном матричные формы. Я понимаю, что это сейчас нужнее заводу. Поэтому, когда я получаю модельную работу, то я рад этому и делаю свою работу с радостью, что мой труд востребован. В голове и на эскизах много планов, хорошо бы их реализовать. Ноябрь 2005 года. Ю. Троицкий. За годы работы на заводе у Ю.Ф. Троицкого было немало технических идей, которые ему удалось реализовать. Его гордостью является изобретение универсального стека, который заменил целый набор стеков разнообразных форм и сложностей, затем он изобрел усовершенствованный штангенциркуль для измерения с точностью до 0,05 мм толщины черепа изделий из фарфора и моделей в труднодоступных местах. Затем появилось «делительное» устройство для разметки моделей на любое количество долей — универсальное лекало. Помимо инструментов и приспособлений для работы, для нужд производства были придуманы и внедрены различные формы колен жесткости на чашки для литьевых машин, сделаны первые универсальные бомзы для обжига костяных чашек. Очень важным оказалось предложение огневой склейки деталей для изделий сложных форм. Многие идеи Ю. Ф. Троицкого были реализованы совместно с замечательным человеком и мастером — Виктором Васильевичем Булановым. Источник: Петрова Н.С. Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. 1944-2004 : [в 2 т.] / Н. С. Петрова; под науч. ред. В. В. Знаменова. - СПб; М.: Изд. группа "Санкт-Петербург Оркестр" : Global View, 2006 - 2007. - Т. 2. - 2006. - 894 с.: ил.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 80
Автор формы: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Автор росписи: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Модельщик: Троицкий, Юрий Федорович (1935-2016) Чашка кофейная из сервиза "Электрификация" 1969 г.
Автор формы: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Автор росписи: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Модельщик: Троицкий, Юрий Федорович (1935-2016) Чайник с крышкой заварной из сервиза "Электрификация" 1969 г.
Автор формы: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Автор росписи: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Модельщик: Троицкий, Юрий Федорович (1935-2016) Кофейник с крышкой из сервиза "Электрификация" 1969 г.
Автор формы: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Автор росписи: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Модельщик: Троицкий, Юрий Федорович (1935-2016) Сливочник с крышкой из сервиза "Электрификация" 1969 г.
Автор формы: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Автор росписи: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Модельщик: Троицкий, Юрий Федорович (1935-2016) Сахарница с крышкой из сервиза "Электрификация" 1969 г.
Автор формы: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Автор росписи: Семенов, Владимир Лаврентьевич (1914-1978); Модельщик: Троицкий, Юрий Федорович (1935-2016) Ваза для конфет из сервиза "Электрификация" 1969 г.
Показать все