Вернуться
Флорис, Франс (Франс де Вриндт) (Floris, Frans (Frans de Vriendt); 1519/20-1570)
Флорис, Франс (Франс де Вриндт) (Floris, Frans (Frans de Vriendt); 1519/20-1570)
Годы жизни
1519/20-1570 (Антверпен - Антверпен)
Иные имена
Floris, Frans (Frans de Vriendt)
Биография
Франс Флорис (см. его портрет: кат. 63), родившийся в Антверпене в 1519 или 1520 году, был вторым сыном в семье мастера-каменотеса Корнелиса де Вринта, прозванного Флорисом. Старший брат Франса, Корнелис Флорис II, стал известным скульптором и архитектором, автором проекта монументального здания антверпенской ратуши. Франс Флорис в 1539 году учился живописи в Льеже у Ламберта Ломбарда и уже в 1540 году был принят в антверпенскую живописную гильдию. В 1541 или 1542 году Флорис отправился в Италию, где задержался на несколько лет, посвятив себя усердному изучению антиков, а также произведений Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо и других мастеров итальянского Ренессанса. Его возвращение в Антверпен документировано датой его женитьбы на Кларе Баудевейнс - 29 октября 1547 года. К тому же году относятся и наиболее ранние дошедшие до нас картины художника, стиль которых свидетельствует об усвоении и творческой переработке воспринятых в Италии уроков. Искусство Флориса быстро завоевало широкую популярность у соотечественников. С начала 1550-х и до его смерти 1 октября 1570 года Франс Флорис - главная фигура в искусстве Антверпена. И Гвиччардини, и Вазари восхваляют его как лучшего среди нидерландских художников. Очень удачливый и работоспособный, он возглавлял большую мастерскую, имел роскошный дом, построенный по проекту его брата Корнелиса и напоминавший, по утверждению Карела ван Мандера, палаццо в стиле античной архитектуры с каменными колоннами и арками. Для творчества Флориса 1550-х годов характерна монументальность и пластическая экспрессия форм, в которой явственно сказывается влияние Микеланджело. Самым ярким образцом этого стиля стала большая живописная композиция «Падение ангелов» (Королевский музей изящных искусств, Антверпен), написанная им в 1554 году для городского собора в Антверпене. В 1560-х годах манера живописи Флориса эволюционировала в сторону большей мягкости и декоративности, свидетельствующих о возобладавшем интересе к искусству венецианских мастеров. Живописное наследие Флориса обширно и многообразно. Помимо многочисленных алтарных картин для украшения церквей в различных нидерландских городах (которые часто исполнялись с участием помощников и не всегда равноценны по качеству) Флорис создал немало композиций на мифологические и аллегорические сюжеты, а также успешно работал в жанре портрета. Карел ван Мандер описывает Франса Флориса как яркого, разносторонне одаренного человека, пользовавшегося преданной любовью многочисленных учеников. Вместе с тем он с оттенком осуждения говорит о свойственной художнику расточительности и его пристрастии к разгульному образу жизни. По словам биографа, жизнь Флориса проходила в постоянных пирушках и попойках, в ходе которых он неизменно демонстрировал способность «перепить» любого собутыльника, а затем, вернувшись к себе, брался за кисти, утверждая, что в такие минуты на него находит особое вдохновение. Несмотря на очень высокую плату, которую он получал за свои картины, дела Флориса в конце концов пришли в расстройство, он был опутан огромными долгами, но до последних дней продолжал жить на широкую ногу, окруженный, по свидетельству ван Мандера, множеством нахлебников, злоупотреблявших его добротой и щедростью. Стиль Флориса, воспринятый его учениками, наиболее известными из которых были Антонис Блокландт, Криспен ван ден Брук и Франс Поурбус Старший, в значительной мере определил пути развития южнонидерландской религиозной и мифологической живописи второй половины XVI века. Сохранилось около сотни оригинальных рисунков художника. Они исполнены в различных техниках с разной степенью тщательности: от беглых зарисовок для памяти до законченных композиционных проектов для картин и гравюр. Источник: От готики к маньеризму: нидерландские рисунки XV-XVI веков в собрании Государственного Эрмитажа: каталог выставки /А.О. Ларионов; Государственный Эрмитаж.- СПб: Издательство Государственного Эрмитажа, 2010.- 364 с.: ил.
Школа
Нидерландская школа